Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Кто входит в группу ОВЗ?
Направление в группу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу. Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, свидетельствующих о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть дети, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта. Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Наш детский сад расположен по адресу: г. Южа, Ивановская область, ул. Горького, д. 5 и предоставляет услуги для детей с 2 до 8 лет, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.
С деятельностью нашего ДОУ можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://svetlyachok.yuzha.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).
В МБДОУ разрабатываются мероприятия для доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам образования. Вход в здание оборудован кнопкой вызова, в здании находятся ответственные сотрудники, готовые оказать помощь всем обратившимся.
Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками и специалистами:
- учитель дефектолог – Осокина Татьяна Евгеньевна
- учитель-логопед - Шутова Анастасия Александровна
- музыкальный руководитель - Болтухова Елена Александровна
- воспитатели всех возрастных групп,
которые оказывают квалифицированную помощь детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад имеет следующее условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада для лиц с ОВЗ ;
- консультирование по всем интересующим вопросам при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада dou_svetlyachok@rambler.ru
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель - дефектолог
- проводит диагностическую работу по выявлению трудностей воспитания ребенка и причин, с которыми они связаны;
- пределяет уровень сформированности его учебных навыков, обучает родителей методикам проведения коррекционных занятий;
- консультирует родителей по вопросам развития детей и их возрастными особенностями, по вопросам педагогической реабилитации детей4
- осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми на развитие памяти, мышления, речи, восприятия ребѐнка.
Учитель – логопед
- проводит диагностику речевого развития ребѐнка;
- осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребѐнка;
- обследует ребѐнка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта4
- консультирует родителей (законных представителей) с целью обучения их методам и методам и приемам, корректирующим речевые нарушения ребѐнка.
Музыкальный руководитель
- оказывает методическую и консультативную помощь родителям(законным представителям) по развитию музыкальных способностей детей;
- проводит индивидуальную работу с детьми по развитию музыкальных способностей.
Воспитатель
- организует педагогическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей), направленные на обучения методам и формам организации воспитательного процесса в условиях семьи;
- планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребѐнка.
Условия охраны и зоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей в детском саду:
установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- система видеонаблюдения.
Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах
|
Разработана и реализуется адаптированная образовательная программа согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
Разработаны и реализуются индивидуальные маршруты развития.
|
Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
|
Реализация образовательных программ, в том числе адаптированной, не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
|
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
В ДОУ имеется:
музыкально – физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога ("Комната Монтесори"), выставочный зал.
В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельности.
Развивающая среда ДОУ обновляется с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Доступ в здание ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется с помощью кнопки вызова ответственного сотрудника ДОУ для сопровождения ребенка до места.
Входная группа оборудована табличками с шрифтом Брайля.
|
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Питание детей организуется в строгом соответствии с СанПин 2.3/2.4.3590-20, учитывающими особенности питания всех категорий граждан.
В детском саду организовано 4-разовое питаниев соответствие с примерным 10-дневным меню. При наличии медицинских показаний воспитанники получают диетическое питание.
|
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Проводятся:
- проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
- осмотр детей медицинскимработником
- динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
- оказание первичной медико-санитарной помощи
- прохождение в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризации
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
- обеспечение безопасного пребывания детей в ДОУ
- пропаганда и обучение навыкам ЗОЖ
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- разработана и реализуется адаптированная образовательная программа и индивидуальные маршруты развития согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребенка-инвалида
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида
- обеспечивается щадящий режим при организации образовательного процесса
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса
- корректировка времени для выполнения заданий
- снижение темповых нагрузок
- стимулирующая помощь взрослого
- чередование видов деятельности
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий
- условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным)
- подбор специального дидактического материала и т. п.
|
Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих
|
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.
На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работе по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Нет
|
Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Общежитие и интернат отсутствуют
|
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ